5 легенд об Иргизе

9:00 22 июня 2024
322
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

Наверное, история появления какой-либо реки, озера или населенного пункта имеет свою интересную легенду. Есть несколько легенд, связанных с Прииргизьем, рекой Большой Иргиз, которая славится своей извилистостью не только в России, но и Европе

 

Большой Иргиз - река, протекающая в Самарской и Саратовской областях, левый приток Волги. Длина реки - 675 км, площадь водосборного бассейна - 24000 км².

Название реки, вероятно, происходит от тюркских корней, означающих излучина и река, источник. Определение Большой возникло уже в русском употреблении. Истоки реки находятся на отрогах Общего Сырта.

Исток Большого Иргиза находится в 8,6 км северо-восточнее поселка Хасьяново Большечерниговского района Самарской области.

«Ырг Из» с тюркского переводится, как «много извилин». Не отсюда ли пошла первая легенда об Иргизе? Так, давайте поговорим о легендах, связанных с Иргизом и Прииргизьем.

Первая из них гласит: «У человека по имени Якуп, что жил в ауле Хасаново, была одна единственная дочь. Отец нежно ее любил, желал, чтобы она росла по-мальчишески отважной и неустрашимой. Сам Якуп был хорошим охотником и отменным стрелком. Он брал на охоту свою дочь, снабдив ее необходимым оружием, одобрял ее участие в скачках.

В те времена между соседними племенами постоянно происходили стычки и даже кровопролитные сражения из-за леса, воды, и пастбищ для скота. Башкиры этого края воевали в основном из-за выгонов и пастбищ.

В одном из таких сражений вместе с аулчанами участвовали и отец со своей дочерью. И она не только не посрамила девичье имя, но и удивила всех чисто мужскими подвигами.

Когда она самозабвенно предалась битве, в спину ей угодила вражеская стрела. Но она точно и не заметила ее - продолжала сражаться, забыв обо всем, пока силы не стали иссякать и мир не померк перед глазами.

Оглянулась она, а вокруг ни единой души. Отважная девушка упала на седло, и верный конь привез ее на родину. Так, в седле, девушка и умерла, а до предела уставший конь едва дотащил ноги до дома. Остановился он. Девушка упала на землю. Но верный конь ее не покинул, он выщипал вокруг всю болотную траву, а затем стал фыркать и рыть землю копытом, как бы призывая свою хозяйку подняться с земли. И вдруг в том месте, где он вырыл большую яму, ударил из-под земли прозрачный поток воды и устремился по низине, прорывая себе русло.

Девушку с большими почестями похоронили па том месте. «Это была девушка с львиным сердцем!» - говорили про нее. «Она была девушкой-мужчиной - ир-кыз!» С тех пор и осталась связка этих слов - «ир-кыз».

Постепенно тот выбившийся из-под копыт ее коня ручей тоже стали называть «Ир-кыз».

Прошли годы. Память об «Ир-кыз» не забылась. Только слова те несколько видоизменились, и реку стали называть «Иргиз». Народ хранит в своем сердце и свою отважную «Ир-кыз» и полноводную реку свою Иргиз».
Вторая легенда напрямую связана с историей Ивантеевской Канаевки: «В нашей местности, территория которого входила в состав Золотой орды, неподалеку друг от друга обосновались на жительство два хана. Они враждовали между собой. В семьях этих ханов росли дети. Повзрослев, они полюбили друг друга. Отцы были против их брака. Сын, узнав, что отец насильно решил женить его на другой девушке, приехал к той, которую очень любил и рассказал ей об этом.

Юношу звали Ырыс, а девушку - Канае. Ырыс и Канае, не мысля дальнейшей жизни друг без друга, бросились с обрыва в реку и утонули.

В честь их верной любви речку назвали Иргиз, а красивое селение - Канае. Но ведь это только красивая легенда, передающаяся из поколения в поколение.

Существует также предположение, что в XVII-XVIII веках земли нашей местности были отданы помещику - дворянину Канаеву. Он образовал здесь поместье, а деревню, принадлежащую ему, стали называть по его фамилии - Канаевка. Но в музее нет документов, которые могли бы подтвердить данное предположение». Впрочем, это уже другая история, о которой можно узнать в сюжете об истории образования села Канаевка.
Третья легенда: «В эпоху бронзы здесь появились первые поселения, их остатки обнаружены по берегам озера Калач и реки Большой Иргиз. В конце IV века н.э. сюда пришли жестокие гунны (монголоидная раса), уничтожавшие все на своем пути.

В конце IX века здесь кочевали и жили орды печенегов. В эти периоды большинство завоевателей шло на Русское государство с Востока, неся с собой беды и разрушения живущим тут народам. Среди нападающих были разные племена. С одним из таких нашествий связана еще одна легенда о степной реке.
Слово «ирис» в переводе с греческого - «радуга». За необыкновенную красоту, радужность расцветки получил свое название цветок ириса.

Чудо природы - радуга всегда восхищала людей своей загадочной красотой. А в этот день небесное явление растревожило душу воина-поэта.
Через весь купол послегрозового фиолетового неба перекинулась блестящая свежевымытыми красками радуга. Один конец ее опустился во взбудораженные непогодой воды реки, а другой - видимо, в такую же степную реку. Вбирая по капле зеркальные брызги реки, радуга становилась все ярче и ярче.
И тогда поэт воскликнул: «Цветок ириса! Смотрите, в небе расцвел ирис!» «Где?» - не понял его рядом стоящий воин. «Вон, смотри! Один лепесток цветка прильнул к реке, а другой - пьет воду из такой же бурлящей красавицы, как эта! Клянусь, я найду и ту реку!»

Кочевники шли на запад. Позади остались казахстанские просторы, где поэт назвал один из притоков реки Тургай Ирисом. Но воины переиначили его по-своему - Иргизом. Так это слово звучало для них понятнее и благозвучнее. 

Иргиз - будто удар бича, иргиз - взвизг меча в бою. Такое название река сохранила и до наших дней.
Когда племена вступили в заволжские степи, то увидели вторую реку и поразились ее красоте. Воды ее неслись с востока на запад, то устремляясь вперед, то замедляя бег.

В лучах заходящего солнца вода струилась, играя всеми цветами радуги. Увидев это, поэт воскликнул: «Я нашел реку, в которой пила влагу радуга!» И назвал ее тоже Иргизом.

Только в отличие от казахстанского этот Иргиз был наречен Большим, потому что в летние месяцы не пересыхал, как тот, а величественно нес свои воды в могучую Волгу, омывая ими плодородные берега».

Затем направим взгляд на четвертую легенду: «Предание гласит, что в старину рядом с башкирами кочевали калмыки. В те далекие времена башкирами управляли бии.

Дочь одного из биев звали Гулистан, она славилась своей красотой. Женится на ней вознамерился калмыцкий хан. Однако девушка отказалась выходить замуж за правителя калмыков.

Отказ привел к войне между народами. Между калмыками и башкирами завязалось сражение. В какой-то момент кочевники стали одерживать верх над башкирами. Гулистан наблюдала за ходом сражения вместе с отцом с высокого места. Девушка увидела, что ее народ терпит поражение и решила воодушевить воинов. Она села на коня и возглавила отряд.

Этот поступок воодушевил башкирских воинов, они усилили натиск на противника и смогли переломить ход битвы. Калмыки разбежались. Победа в сражении привела башкир в ликование. Они решили назвать реку в честь главной героини битвы - Гулистан. Реку назвали Ир-Кыз, что переводится на русский язык, как «молодец девушка».
И это не предел, есть пятая легенда об Иргизе и связана она с селом Яблоновый Гай, который находится на берегу реки Большой Иргиз.

История появления первых поселений передавалась из поколения в поколение. Раньше места здесь были глухими, поэтому сюда стекались беглые крепостные и раскольники. Однако заселяться по Левобережью им не разрешали люди, которых местные называли «киргизы», так как не могли определить, что это был за народ. Возможно, это были казахи. По реке шла граница от Казахстана.
Предполагалось, что «киргизы» проверяли свои границы, пасли скот. Каждое лето они совершали набеги на поселения, разрушали и грабили их.

Чтобы предотвратить подобные бесчинства, за селом, на Маякском сырту, люди установили каланчу, с которой был большой обзор местности. Наверху висело ведро с дегтем - лагун, и всегда кто-то дежурил. При появлении на горизонте «киргизов» человек зажигал лагун, и черный дым предупреждал селян об опасности.

Завидев сигнал бедствия, люди бежали в Мирский лес, или, как его еще называли, Мирский двор (побережье озера Соленое, западная сторона села).
Людская память до сих пор хранит историю об этих набегах: однажды, когда поступил очередной сигнал об опасности, один маленький мальчик заигрался вдали от двора. Когда он прибежал домой, то понял, все жители уже убежали в лес. Мальчик сел возле окна и заплакал. В это время к нему подъехал всадник, мальчик вскрикнул. От испуга лошадь сбросила седока, а мальчик забежал в дом и спрятался в подпол. «Киргиз», войдя в дом, начал стучать, протыкать полы, но не нашел ребенка, и тот спасся.
Когда мальчик повзрослел, с ним приключилась другая история. Однажды он отправился собирать хворост в лес, который местные жители называют Угол (на востоке от села Яблоновый Гай, недалеко от с. Канаевка, где река Большой Иргиз делает поворот). Неожиданно из леса вышел медведь, спастись почти не было никакой возможности, и мужчина решил притвориться мертвым. Медведь подошел, обнюхал человека и завалил хворостом, так сказать, впрок, ведь, как известно, медведи предпочитают есть не свежее мясо. Так ему удалось спастись во второй раз.
Итак, я рассказал всего 5 легенд об Иргизе, но это не все, так как в одну статью все не уместить. При написании статьи я использовал материалы Пугачевского краеведческого музея им. К.И. Журавлева, Пестравского, и, конечно же, был в музеях Канаевки и Яблонового Гая.

Максим АНТОНИХИН, с. Ивантеевка

ОК